Традиция, по которой женщине надлежит покрывать голову платком, уходит своими корнями в далекое прошлое. Скрывать голову и волосы под покровом мусульманкам велит шариат (комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина). Обязательная составляющая женского татарского народного костюма — головной убор-покрывало. Считалось, что волосы хранят энергию, поэтому девушки не распускали их, опасаясь пагубных последствий. После замужества женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу.
В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время. Платок был и украшением, и необходимым для мусульманской женщины аксессуаром. Дома во время работы по хозяйству женщины носили чаще всего недорогие ситцевые или коленкоровые платки небольшого размера. При выходе на улицу поверх легкого платка набрасывался платок больших размеров и лучшего качества — шаль.
Шали вошли в моду в Европе в конце XVIII века. В Российской империи их производство и массовое распространение в модном костюме начинается с начала XIX века. В народном костюме, в том числе и у сибирских татар, шали появляются в середине XIX века. В 30-х годах XIX века ажурные шелковые шали белого, розового, голубого цветов вошли в европейскую моду под названием a la Taglioni. Ажурный в буквальном переводе с французского — «пропускающий дневной свет», «сетчатый», «прозрачный». В это же время ажурные шали распространились в Российской империи как модная новинка и уже со второй половины XIX века в большом количестве производились на фабриках страны. Такие шали были неотъемлемой частью костюма практически всех горожанок и зажиточных деревенских жительниц, они не имеют отчетливой этнической окраски.
Шаль кремовую с длинными кистями передала в дар музею Файзуллина Кафия Файзулловна, ветеран педагогического труда, проживавшая в д.Епанчина.
Происхождение (место создания, бытования) и история предмета, где опубликован: Россия, начало XX века.
Материал и техника изготовления предмета: шелк.
Размер, вес: 120×130 см.
Сохранность: в сохранности.
Источник поступления: передала в дар Файзуллина Кафия Файзулловна.
Инвентарный номер по книге поступлений или по инвентарной книге: 3 от 31.04.1980 г.