Сковородник (блинник, чапельник, печальник, кочерга) — железная лопаточка с приподнятым над ней крючком, насаженная на длинную деревянную рукоять. Лопатку с крючком использовали, чтобы захватить край сковороды (или сразу нескольких), поставить в печь, а затем вытащить обратно. Вместе с ухватом, помелом, кочергой и хлебной лопатой сковородник находился в бабьем углу у печи.
Связь с печью определяет и обрядовые функции сковородника. Он служил оберегом для рожениц: с ним ходили в баню, а до трех банных омовений держали около кровати, причем никто в этот период не мог его трогать и использовать для бытовых нужд.
Ценился чапельник за свои отгонные свойства. Во время рождественских гаданий на перекрестке гадающие девушки очерчивали им себя, проводя круг «по солнцу», и говорили:
Черт черти, к нам на глаза не показывайся.
После этого прислушивались: перезвон бубенцов сулил свадьбу, а стук топора — смерть. В другом гадании очерчивание сковородником сопровождали призывом ко всем «лесным, болотным, речным чертям» сойтись и ответить, ждать ли замужества. Раздавшийся стук копыт считался положительным ответом, после чего гадальщицы отпускали духов и расчерчивались.
Сковородник прятали под подушку, чтобы увидеть вещий сон, а при первом выгоне коровы после зимы клали его на порог. Корова переступала через этот предмет утвари, а хозяйка приговаривала:
Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила.
В фольклоре русского народа обнаруживается «транспортная» семантика сковородника. Обыгрывая загадку «Сяду на конь и поеду в огонь», на святочных и свадебных гуляньях на этом «железном коне» ездили «верхом». В свадебном обряде будущая свекровь при помощи чапельника поднимала с невесты шаль или платок и оценивала:
Не крива ли молодая, не слепа?
Помимо сакральной защиты, сковородник обеспечивал хозяйке и вполне бытовую, за что его прозвали «привычным бабьим оружием». В шутливом тексте песни — «Раз в страстную пятницу // Пришел к попадье молока хлебать, // А она меня сковородником» — идет речь как раз о таком, не символическом «отгоне» навязчивых гостей.
Время создания: вторая половина XX века
Размер: 67 см
Техника: железо, дерево; ковка, вырезание