В процессе вышивки должны были соблюдаться особые правила: нельзя украшать рушник мережками — жизнь будет дырявой; нельзя вышивать свадебные рушники ночью — в это время суток вышивают только магические вещи; вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон — лицевая сторона для людей, изнаночная — для Бога; рушник — это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь.
На нижней (левой) части рушника вышивались символы подземного мира (цветы и геометрический орнамент), на средней части – символы подземной жизни (изображали дерево жизни или вазон с цветами), на верхней (правой) части вышивали птиц, как символ соединения между Богом и человеком.
Рушники вышивали еще наши давние предки. Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал человека всю жизнь. Он был важнейшим компонентом интерьера, им украшали «красные» углы в избах, окна, двери. Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом. Выделяют родильные, крестильные, поминальные, пасхальные, рушники-божники и другие.
Вышивка — главное украшение рушника. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов. Традиционный рушник вышит крестом. Крест для людей в старину всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить. Для рушников использовали льняную ткань — самотканую.
В каждой семье девочки начинали вышивать рушники еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук. Ведь после их замужества в новой семье пользовались только полотенцами, сделанными молодой хозяйкой.
В музее представлен рушник, который служил украшением для «красного» угла в доме. Богато орнаментированные полотенца «набожники» вешались над божницей — над иконами. Середина такого полотенца декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента.
Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу. Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные. Основными цветами таких рушников были красный (цвет солнца, тепла) и чёрный (символ богатства, Земли), но все-таки преобладал монохромный — красный.
Время создания: XIX век
Размер: 105×25 см
Техника: холст, нити, кружево, вышивка